Как столичные студенты создают свой бизнес

Учат ли где-то предпринимательству? Скорее всего, нет. Нельзя научить тому, что должно быть в крови. Поэтому в бизнес можно прийти с любым образованием и в любом возрасте. Например, ребята из Института бизнеса БГУ и факультета журналистики, Владислав Милевский и Роман Сетько, еще не успели получить диплом, но это им никак не мешает делать свой бизнес. Владислав уже почти год занимается организацией бизнес-конференций для молодых людей, а Роман воплощает в жизнь амбициозную идею детского таск-трекера для формирования полезных привычек. «Про бизнес» поговорил с молодыми предпринимателями об образовании, первых шагах в бизнесе и целях на будущее.
Несмотря на это, я никогда не воспитывался с уклоном в бизнес. Мне всегда прививали мысль о том, что я могу развиваться там, где я хочу, поэтому при выборе своего будущего была полная свобода. С профессией я определился еще в 15 лет, потому что тогда, на фоне активных занятий спортом, очень хотелось вливать свою энергию и мотивацию во что-то новое и интересное. Идти подрабатывать в найме мне не хотелось, потому что я очень люблю свободу и хочу принимать самостоятельные решения. Уже в 10 классе я собрал вокруг себя команду из друзей-школьников, и мы решили делать стартап-экосистему, которая поможет молодым людям развиваться в бизнесе и находить таких же единомышленников.
Так как желание стать предпринимателем сформировалось давно, специальность выбирал из соображений того, что она должна способствовать моему становлению в этом направлении. Поэтому я выбрал «бизнес-администрирование» на английском языке в БГУ. Однако я изначально относился к идее высшего образования скептически и делал ставку на практику в реальном бизнесе. Хотя университет был мне полезен тем, что я попал в студенческий акселератор Startup Space, где нашел классные знания и окружение, но в остальном семинары и лекции составляют лишь 3−5% от моего текущего рабочего времени.
После трех ивентов у нас сформировалось ядро лояльной аудитории и мы решили, что готовы собрать большой зал на несколько сотен человек. Мы арендовали помещение на 250 посадочных мест, но еще на этапе планирования совершили ряд ошибок. Во-первых, поставили дату ивента в период длинных апрельских выходных, когда все уезжают за город, а во-вторых, сделали анонс всего за две недели до мероприятия. В итоге всего за неделю до часа Х мы не собрали даже 40 человек и было неясно, что делать дальше. Сначала хотели все отменить, но в какой-то момент созвонились с командой и решили, что будем стоять до конца.
Например, благодаря книге о правилах деловой переписки я четко усвоил, что виртуальный диалог всегда нужно завершать следующим сообщением: «Что Вы думаете? Что я могу сделать, чтобы Вам было удобно и интересно?». (Похоже, что это реально работает, поскольку во время одного из мероприятий Business Sharks журналист «Про бизнес» подошел к одному из спикеров и спросил, почему тот согласился выступить, и получил ответ: «Меня вовлек единственный вопрос — «Что я могу сделать, чтобы Вы согласились?», — прим. «Про бизнес» ) А еще книги дали мне понимание того, что алкоголь — это саморазрушение, поэтому на моих ивентах его принципиально никогда не будет.
Забавно, что в итоге мероприятие стоило чуть больше тысячи долларов, но так и не окупилось, зато мы получили огромное количество положительных отзывов и новых В2B-партнеров. Прибыльный ивент удалось сделать лишь с пятой попытки, когда мы окончательно сформировали лояльное ядро аудитории и учли все организационные ошибки. В ближайшее время мы вместе с крупными партнерами из разных сфер проведем масштабный стартап-конкурс в Бобруйске, а в ноябре планируется большая конференция об инвестиционной недвижимости на 600 человек.
Когда я только знакомился с миром предпринимательства, у меня были мечты создать огромную бизнес-империю, которая сделала бы меня известным на весь мир. Но два года назад я встретил девушку, и у нас сложились серьезные отношения, поэтому теперь моя система ценностей выглядит иначе. Сейчас мне хочется как можно быстрее встать на ноги и взять ответственность за будущую семью. Именно в такой парадигме я строю все текущие планы, а девушка их поддерживает. Моя идеальная картина мира — это жить на берегу моря вместе с семьей, когда я ни в чем не нуждаюсь.
В выпускном классе я выбирал профессию, исходя из своего интереса к международным отношениям, общественной жизни, политике и маркетингу, поэтому решение было принято в пользу специалиста по связям с общественностью на факультете журналистики БГУ. Специальность охватывает широкое количество сфер: рекламу, пиар, digital-маркетинг и все, что с этим связано. Эта индустрия — невероятно динамичный рынок, где тренды меняются в один момент, поэтому в нашей профессии важно своевременно адаптироваться к запросам современности. Я не пожалел, что выбрал эту специальность, потому что график занятий всегда позволял находить время на работу где-то еще.
Идея сделать приложение, которое замотивирует детей учиться, возникла еще где-то в 9-м классе, когда я, стабильный отличник, видел, как моему младшему брату абсолютно не интересно ходить на занятия в начальной школе. На мой взгляд, это совсем другие дети и другое поколение. Им реально сложно сфокусироваться на учебе, имея тысячи более захватывающих альтернатив на смартфоне. Детям просто непонятно, почему на уроках они должны сдавать телефоны и читать учебники, неадаптированные под их клиповое мышление. Я считаю, что не использовать потенциал цифровых гаджетов в вопросе детского образования — это большое упущение, поэтому уже в школе у меня возникло сильное желание изменить ситуацию.
После я пошел sales-менеджером в IT-компанию, где продавал услуги нашей команды разработчиков. Мне всегда хотелось попробовать себя в сфере IT, но писать код — точно не мое. Опыт работы на позиции продажника помог узнать, как устроены процессы разработки и какие роли существуют в IT-командах помимо «код-райтеров». Тогда же стало понятно, что продакт-менеджмент — это то, чем мне хотелось бы заниматься. Я начал изучать основы продуктовой разработки и ходил на стажировки в разные компании, параллельно подрабатывая по ночам в такси и в техобслуживании машин каршеринга. В итоге я достиг желаемого и сейчас работаю продукт-менеджером в крупном банке.